Фотография, как и любой инструмент в руках человека, может стать произведением искусства и может быть занимательным историческим источником. Значение фотографии в популяризации серфинга огромно и неоспоримо. В современном мире ручных мобильных технологий какая роль отводится фотографии? Глядя на фотографии серфинга, какие эмоции испытываете вы? Какие эмоции испытывает сам фото-художник? Нужно ли быть серфером, чтобы классно снимать серфинг? Узнаем тонкости от профессионального фотографа – Натальи Санниковой из Сочи, запечатлевшей последний BetBoom Чемпионат России по серфингу и фотографирующей серфинг в Сочи каждый прогноз. Ее фотографии – чистый шедевр, спешим поделиться с вами этой красотой!
Фотография – хобби или работа?
– Фотография это моя работа. Я из “старой школы”, на фотографа я училась в училище, закончила его с красным дипломом в 2004 году, имею 5 разряд. После училища окончила ГУкИ, отучившись на режиссера, и да, я один из тех счастливых людей, которые с юности знали чем конкретно хотят заниматься и зарабатывать.
На что снимаешь?
– У меня очень много фотоаппаратов. В основном снимаю на Canon, есть пленочная камера и Полароид, чековая камера. В зависимости от того, что я снимаю и что хочу получить на выходе, я и выбираю камеру для съемки из своего арсенала.
Любишь ли фотографировать на старую пленку?
– Я люблю фотографировать на пленку, она создает концентрацию внимания совсем иного рода и качества – ведь у тебя есть только 36 кадров. Каждый раз, нажимая на затвор, ты должна быть уверена что картинка получится. Конечно, все равно получаются не все, но из 36 кадров ты выбираешь 20 самых лучших и не нужно сидеть часами и разбирать гигабайты цифровых фотографий. Пленка – живая, она воспринимает все как есть, в отличии от цифры. И фотографируя на пленку, ты сама должна определить технические детали: выдержку, фокусное расстояние, диафрагму. А цифра делает это автоматом.
Как выбираешь точку съемки?
– Самое главное – определить куда падает свет, найти его правильное направление, потому что именно свет рисует картинку, создает фотографию. Т.е. чтобы снять сёрферов красиво, я выбираю место где наиболее красиво ложится свет.
Фотография – это светопись. Нет ничего важнее, чем свет.
Используешь ли фильтры при обработке?
– Фильтры не использую, но я обрабатываю цифровые фото, а пленку – нет. Цифра не передает очень часто тот цвет, который я запомнила и приходится его “докручивать” в редакторе до того самого вида, который я запечатлела у себя в голове. Т.е. моя задача в том, чтобы довести цвет до того, каким увидели его мои глаза.
Какая самая странная/запоминающаяся/сложная фотосессия у тебя была?
– За 20 лет моей работы фотографом было много странных и запоминающихся фотосессий, детали разгласить не могу, потому что это неэтично 🙂 Но наверное, в целом, самое сложное – это когда тебя просят снять и сделать фото того, чего нет. Тяжело видеть, как люди не видят себя такими, какие они есть и разочаровываются потом глядя на фото, хотя моей вины тут нет.
Как пришла к фотографированию серфинга?
– Очень хорошо помню этот момент. Я ехала со скучных съемок из Сириуса, тогда это был просто Олимпийский парк (в 2016 году), целый день мне пришлось снимать пожимания рук политиков, без какой-либо творческой и технической составляющей. Я ехала без сил, очень уставшая, посмотрела в окно и увидела сумасшедше красивый закат, я вышла на “Волне” и увидела парней, которые, с досками наперевес, залезали в воду. У меня был на 99% разряжен фотоаппарат, а на карте оставалось 4 кадра. Я выключила просмотр экрана и на ощупь сделала эти 4 кадра. Они получились такими живыми и настоящими, что я поняла: хочу вот так сидеть на берегу и фотографировать этих странных незнакомых парней. С тех пор прошло уже 8 лет, я даже не помню как познакомилась со всеми, просто как-то само собой стала частью нашей серф-семьи…
Сама катаешься на серфе?
– Я не катаюсь, но пробовала, мне не понравилось. Очутившись в воде, я поняла, что должна бороться с ней, все время куда-то грести, и постоянно нервничала. Я не хочу бороться с водой, мне ближе быть с ней друзьями.
На берегу я ловлю волны каждый раз когда снимаю серфинг, через объектив мне он нравится больше.
Как удается ловить момент, ты всегда начеку?
– Да, я всегда начеку, могу часами сидеть или бегать по берегу и снимать, ожидая ту самую картинку, которую я хочу снять. Иногда прошу парней, например, уезжать влево, чтобы сделать тот самый кадр и даже если из 1000 снимков будет хоть один “тот самый”, день прожит не зря!
Какой процент фотографий из фотосессиии серфинга приходится удалять?
– Я удаляю очень мало снимков, потому что для ребят то, что неинтересно мне, представляет определенную ценность: посмотреть технические моменты своих проездов. Для себя же я снимаю кадров 10 в прогноз и эти кадры часто не то, что нравится ребятам: мне нравятся лучики света, динамика в кадре. В большой прогноз я снимала около 3000 кадров на первых порах, а сейчас, изучив технические моменты в серфинге, делаю около 300 точечных кадров. Но ребятам, конечно, отдаю все исходники, для себя же оставляю несколько для инстаграм и продажи. Им больше нравилось, когда я снимала по 3000 кадров 🙂
Надеюсь однажды я стану настолько известным фотографом что смогу фотографировать пацанов все время, какое захочу, не тратя его на фотографии всего того, что мне не хочется снимать, но надо.
Много ли получается очень похожих фото и как ты выбираешь те, что останутся?
– В этом-то и прелесть, что нет похожих фото! Возможно так может показаться, но я вижу что всё всегда разное: волна разная, море разное, небо всегда меняется. Настроение разное, я снимаю из разных мест. Есть схожесть прокатов, но моя цель как раз в том чтобы каждая фотография была уникальна и отличалась от схожих: это может быть малейшая, но ключевая деталь: чайка, полоска света, брызги пены, пробегающая собака, бомжик притаился на скамейке… Это просто состояние: ты видишь картинку и понимаешь – вот она, причем я знаю, что это она уже в тот момент, когда опускаю затвор…
Какие условия для съемки самые сложные?
– Самые некомфортные – это непрекращающийся дождь или ветер, сбивающий с ног; с парнями мы много раз проходили через такое. Всегда переживаю за технику, которую нужно надежно укрыть от непогоды и никогда этого не делаю. Вижу волны и меня перемыкает. Ранние съемки на рассвете, в 5 или 3 утра, чтобы поймать эти самые заветные кадры… Каждый раз увлекательно, каждый раз по-новому, каждый раз один день, как маленькая жизнь. Опять же, компания и забота играют ключевую роль, ребята всегда найдут мне теплый чай, поболтают, накроют куртками сверху моих вечно холодных пальто, притащат сигарет.
Что нравится фотографировать больше всего?
– Не люблю фотографировать постановку, искусственно созданную и натяную, как струна. Хотя, любопытно, что когда я беру камеру в руки и начинаю снимать, причем любую задачу, я получаю удовольствие, даже если сам жанр мне не близок. Но если выбирать, я выбираю фотографировать жизнь. Каждый прогноз мы проживаем по-новому, как не было раньше. Чтобы потом смотреть на фотографии и кутаться в теплые воспоминания. Со временем даже плохое обретает теплый оттенок.
Даже если прогноз плохой и нам не удается словить волну и кадр, мы отлично проводим время в уютной дружественной обстановке с ребятами.
Считаешь ли фотографию искусством?
– Да, это икусство, огромный труд. Глубоко в душе я расстраиваюсь из-за того, что сейчас происходит с моей профессией, где фотографию обесценивают. Бесспорно, каждый может купить камеру и снимать. Но наличие камеры не делает каждого обладателя фотографом. Должны быть доля и таланта, и технических знаний, прежде всего, потому что это искусство связано и с физикой, оптикой, с базовыми знаниями живописи и композиции, без этого никуда, даже в наш век автоматизации очень многих творческих процессов. Можно взять урок по свету, а потом, оказавшись один на один с этим светом, не справиться. Я за долгую, вдумчивую практику и ответственный подход. Хотелось бы чтобы фотографы были более профессиональны, чтобы зрители были более требовательными и взыскательными к тому, что им предлагает фоторынок… Сейчас многие хотят казаться, а не быть… Показывать некий образ, картинку, которые не соотвествуют реальности. Когда встречаешь человека, который и в кадре является собой, ты словно встречаешь Чудо.
Нужен ли художественный вкус фотографу или с дорогой техникой ничего не нужно?
– Без вкуса никуда! Даже с обычной мыльницей профессионал сделает свое дело, что неоднократно проверялось и подтверждалось мной на собственном опыте… Первое – это твои глаза, которые должны видеть красивое, а техника, с помощью которой это запечатлевается, – второе по важности, дорогая техника не гарантирует тебе отличный результат, в отличии от хорошего вкуса…
Бывает момент, когда я ловлю идеальный момент с берега, в этот момент серфер обязательно ловит волну. Это непередаваемое ощущение: когда серфер поймал свою волну, а я поймала серфера, который поймал волну.
Как считаешь, может ли профессионал на фото снять нескучным скучное, например, серый пейзаж?
– Скажем так, на то профессионал и профессионал, чтобы в любом случае сделать хорошо. Серый пейзаж можно снять с такого ракурса, в котором появится многоплановость. все зависит от насмотренности, таланта и опыта. А иногда профессионал понимает, что это не снять, и находит то, что снять стоит. Лишний раз не нажать кнопку – это, знаете, признак мастерства.
Является ли свойством профессионала то, что ему не надоедает фотографировать одно и то же?
– Свойство профессионала в том, чтобы всё сделать хорошо, он знает как это сделать и как преодолеть трудности, знает законы композиции, цвета и света… Думаю качество артиста заключается в постоянном поиске, а не запечатлении одного и того же. Повторяющиеся, в целом, сцены я снимаю и так и сяк и по-разному, тот же серфинг пацанов.
Я хочу однажды полностью стать артистом: искать новое, снимать новое, я думаю, что ужасно скучно ничего не искать.
Атмосферные фото: @nataliesunnykova.
Интервьюер: Настя Цейслер