Интервью с чемпионом России по серфингу в дисциплине Длинная доска (лонгборд) Даниилом Филиновым. У Дани за плечами уже проделана огромная работа по основанию уютного сефр-лагеря во Владивостоке “Swell”, который с момента установки первой гостевой палатки и одного инструктора, вырос до полноценного лагеря со всеми удобствами и своим собственным котиком и инструкторами (нередко, эти качества сочетаются:).
— Расскажи как ты стал серфить?
— Я родом из Москвы, всегда мечтал попробовать сёрфинг. В студенчестве во Владивостоке узнал, что ребята серфят на пляжах городских, по-моему это был 2009 год. Мой друг купил свою первую доску — шорт борд с очень маленьким объемом и мы пытались поймать волны, но по факту даже едва удавалось лежать на ней. Позже я купил себе доску 7,6 и начал осознанно кататься, мы тогда с досками на автобусах добирались до спота, потом я купила себе мопед, и мы вдвоем с другом так и ездили — я веду, он держит две доски… Классное время было… серферов было очень мало и мы как будто новую вселенную открывали. Тогда было очень мало информации в сети про серфинг, мы все познавали методом своих проб и ошибок.
— Есть у тебя сёрф гуру?
— Я не могу сказать, что у меня есть прям учитель в статусе гуру… Я развивался сам, смотрел редкие (на тот момент) серфовые фильмы, анализировал элементы, ставил задачи на каталку. Поэтому гуру нет. Есть любимые лонгбордисты, на кого ориентируюсь.
— Какой спот самый любимый?
— Конечно же мой домашний спот — мыс Ахлестышева, где расположен с 2014 года мой серф-лагерь Swell. По миру не скажу, что есть прям любимый. Мне главное качество волны и стенка. Люблю интересное образование волны — например, на Улувату на Бали — нигде не видел больше такой волны. Еще понравился Имсуан в Марокко за длину и качество. Если говорить о предпочтениях — не люблю жирные, медленные волны, люблю побыстрее и порезче.
— Какой спот был первым?
— Шамора, типичный бич брейк в пригороде Владивостока.
— Как тренируешься?
— Выстраиваю тренировки в зависимости от волн. При свелле в основном тренировки с заходом в воду по часу/ пол часа, с поставкой целей/задач, если повезет и есть видео, то сам себе делаю видео разбор. Если волн нет, то тренировки на серф скейте в парке либо на склонах приморских, так же использую лонгборд для кросстепов. Тренировки 2 раза в неделю в низкий сезон, с приближением сезона соревнований тренировки увеличиваются на 3/5 в неделю, плюс добавляется функциональные тренировки, йога, питание.
— Где мечтаешь посерфить?
— Обойти на парусной яхте Курильские острова и посерфить в самых укромных уголках Курил, а еще на Гавайи хочу.
— Сколько у тебя сейчас досок?
— Пять досок (включая шортборд).
— На чем сейчас катаешься?
— Christenson 9.3 модель Bandito, заказал себе новую доску от Kai Sallas — лонгбордиста и действующий чемпиона WSL, который также шейпит сам доски, жду с нетерпением когда приедет.
— Какая доска любимая?
— Нет нелюбимых досок, каждая по своему важна, к тому же в зависимости от моих задач и волновых условий.
— Неопрен какой фирмы предпочитаешь?
— Постоянно экспериментирую и пробую новые, качество гидрокостюма отчасти влияет на твой уровень сёрфинга, любимого нет, я всегда в поиске чего-то более совершенного и прочного. Пока не нашел идеал.
— Катаешься ли в зимних условиях?
— Зимние условия у меня делятся на две категории:
1) холодная вода — температура до 3С
2) ледяная вода — температура ниже 3 (от 3 до -2)
В холодной воде я могу еще тренироваться, ставить себе задачи, но конечно уменьшается количество заходов в воду. Катание в воде ниже 3C — это экстремальные условия, вода начинает обжигать, я выбираю только лучшие условия для сёрфинга, и серф сессии тяжело назвать тренировками и наслаждением.
— Есть ли существенная разница между серфингом в холодное и теплое время, влияет ли температура на результат?
— Конечно влияет. В холодное время года ты ограничен по времени тренировок, что прямо влияет на результат. Ты не рискуешь, чтобы лишний раз не замыться в лядяной воде, катаешься аккуратно.
— Как считаешь, должны ли сёрф судьи иметь собственный опыт серфинга?
— В идеальном мире — да, но у нас другие реалии (у нас-то количество сёрферов небольшое, откуда нам взять катающихся судей, если спорт такой молодой? Не все готовы отказаться от выступлений ради судейства, поэтому я считаю, что можно.
НО! Ключевую роль тут играет сам судья — его желания развиваться в дисциплине и совершенствоваться, повышать свою квалификацию, увеличивать насмотренность на мировой серфинг. И, конечно же, работы РФС по обучению и подготовке судей, и в этом году наконец-то произошли важные изменения! Надеюсь, в будущем РФС также продолжит работу по совершенствованию судейства.
— Смотришь ли трансляции соревнований по серфингу?
— Да, смотрю и всем, кто хочет развиваться, советую!
— В каких бы хотел принять участие?
— Mexilog Fest. Но на самом деле хочется принять участия в любых международных соревнованиях, посмотреть на свой уровень и посмотреть на международный лонгбординг в живую. Сейчас у меня пока в приоритете развитие собственного проекта Swell в России, надеюсь, что через пару лет появится время больше тренироваться и выехать куда-то.
— Какие соревнования/мероприятия по серфингу самые зрелищные на твой взгляд?
— Фестивали по Лонгборду, такие как Mexilog Fest, Noosa, Relik. Если скажем посмотреть соревновательный тур по лонгборду WSL и фестиваль — то разница очевидна! Во-первых, в туре одни и те же лица, а на фестивали прилетают топовые лонгбордисты со всего мира, там совсем другое катание, серферы могут позволить себе более расслабленное катание, больше рисковать. Идеи фестивалей в объединении людей, не выиграть, а показать красивый лонгбординг, такая тусовка единомышленников с целью развития.
Мы с Галей (моя жена, тоже катается на лонге и даже дошла до финала на этом ЧР), как раз планируем в будущем 2024 года попробовать провести подобный фестиваль во Владивостоке. Я, пользуясь случаем, всех на него приглашаю, правда анонс мы пока готовим)!
У нас цель развивать лонгбординг в Приморском крае и Владивостоке — идеальные условия для его развития в России!
Очень тяжело создавать будущее без какой-то истории и понимания сёрфинга, у нас это молодой вид спорта (к тому же лонгборд не стал олимпийским видом спорта, соответственно будет отличаться подход к развитию моей дисциплины и шортборда со стороны Федерации, эти отличия есть уже сейчас. У нас некому тренировать сборную по лонгборду, только шортборд. К тому же в России нет какой-то целостности понимания культуры лонгборда, все урывками выхватывают какие-то кусочки. Мы организовывали фотовыставки, кинопоказы, лекции, встречи, соревнования, пришло наверное время соединить это все в единое целое и передавать людям, думаем через тематический фестиваль удастся это сделать.
— Есть ли свое видение развития серфинга в России?
— Да. В последние годы я вижу большой прогресс в русском сёрфинге, и это очень радует. Для России это молодой вид спорта и сейчас в гос. структурах начали его замечать благодаря работе РФС. С каждым годом настраивается система коммуникаций во всех направлениях: от спортсменов, региональных федераций, гос структур; налаживается процесс тренировок, организации соревнований, развитие судейского корпуса, финансирования, и т.д.
Помню, прочитал осенью точку зрения, что после того, как нас отключили от международных соревнований, наш русский серфинг тихо умирает.
Я в корне не согласен с этой точкой зрения, потому что вижу много работы изнутри и снаружи, и знаю как было раньше и как сейчас.
Да, нашу федерацию серфинга отключили от возможности участвовать в соревнованиях ISA, но давайте будем честны – на мировой арене наш серфинг, даже самый выдающийся по нашим меркам, пока не способен конкурировать со странами, где развита серф-культура и история серфинга насчитывает десятилетия. Так что у нас есть время пока чем заняться внутри страны, а там и изменится политическая повестка. Однажды комментатор в прямом эфире соревнований WSL сказал — «мою бабушку учил серфингу как раз бич бой».
Меня осенило: его бабушка уже каталась в то время, пока наши бабушки сами знаете чем занимались… вы представляете эту пропасть? До недавнего времени — серфинг был дорогой игрушкой и хобби обеспеченных ребят и их детей. Да, кто-то из родителей вложился в своего ребенка и вкладывается сейчас или вырастил очень талантливого спортсмена, но это не система, которая постоянно работает и производит таланты, а разовое мероприятие без особых глобальных последствий для российского серфинга.
Что имеет последствия — так это маленькие шаги в развитии детских школ, юниорских соревнований и первенств, и все это сейчас очень активно происходит в России, да, количество детей еще минимально, но оно есть. Количество детей и подростков на моем домашнем споте в этом году — вот что заставляет меня думать, что мы на правильном пути. Эти дети не были на океане, но они очень быстро развиваются, дальше — больше. Наша цель — создание и развитие сильного серф-комьюнити и условий для развития детского спорта.
Да нужны волны, но во Владивостоке, на Камчатке, Сахалине — волны не хуже чем в Биарице или Японии, которые заявили о себе на мировой арене.
Я вижу позитивные изменения в этом направлении, в том числе в работе региональных федераций, в этом году были в первый раз проведены детские первенства! Сейчас все движется и работает в основном на инициативе отдельных людей, которые горят развитием спорта в России и в своем регионе, и немного получают помощи от государства и РФС; все эти люди вносят большой вклад в историю русского сёрфинга. Да, может быть не с такой скоростью, как бы хотелось, но как известно — направление движения важнее скорости, и направление у нас выбрано верно.
— Планируешь ли учить серфингу?
— С 2013 года я лично не занимаюсь новичками, у меня прицел на своих учеников, прошлый год особенно почувствовал их появление. С 2020 года в нашей школе появились группы по сёрфингу для детей от 6 до 15 лет.
— Поедешь ли на следующий чемпионат России?
— Да поеду, считаю моё участие сейчас очень важно для дисциплины. Нужно создавать конкурентный чемпионат, чтобы рос уровень спортсменов, и это уже происходит. Я вижу как растут ребята от чемпионата к чемпионату. Я помню, как несколько лет назад на наш чемпионат залетали шортбордисты, беря лонг раз в год перед ЧР в надежде что-то выиграть. Сейчас такого практически нет, уровень лонгборда растет, обозначился пул спортсменов, кому это интересно и все развиваются! Интересно посмотреть будет на всех через год!
— Как настраиваешься на соревнования?
— Очень важно чтобы в момент соревнований ничего не отвлекало тебя и не сбивало. Пытаюсь от всего абстрагироваться и настроиться на выступление. Для меня как для спортсмена очень важна предсказуемость и понимание судейства, тогда приходит чувство контроля, что все зависит от тебя. Главное совладать с волнением и показать на что способен.
— Как переносишь неудачи?
— Большой спектр эмоций, но в итоге все приводит к анализу своих ошибок, и к личностному росту как в ментальный подготовке так и физически, приходит понимания над чем надо работать.
Неудачи — важная часть прогресса, как бы не хотелось жить без них, сейчас понимаю, что они учат больше чем победы. Победы тебя расслабляют.
— Какой в твоей жизни был самый опасный/страшный момент при серфинге?
— Да, особенно и не помню уже. Когда не знал океан наверное: приезжал на Бали жить, попадал в сильное течение на грин боулле, это был 2012 год наверное. В прошлом году уже сам плавал за людьми, которые угодили в это течение и помогал выбраться. А так разные моменты были, и доски ломал и травмы получал. Сейчас, в основном, страшно за учеников и родных, когда я захожу в воду я оцениваю свои возможности и я сам выбираю в какие условия и на какие споты мне заходить, а ученики порой не могут положиться на свой опыт, они доверяют мне, а я беру ответственность когда веду их на серф сессию.
— Как борешься со страхами?
— Дыханием.
— Какая самая высокая волна у тебя была?
— Метров 5 наверное на Бали. Но я не гонюсь за размером, у меня есть предел и это он.
— С кем ты из иностранных атлетов серферов тренировался\катался?
— Катался с Августо Олинто, но это точно нельзя назвать тренировками. Мы списались, встретились и покатались вместе на Бали. По итогу он дал небольшую обратную связь, часть из которой была из разряда расслабиться и получать больше удовольствия). Кстати, это очень помогло, после этого немного пересмотрел свой подход к тренировкам, добавил больше свободы в свой серфинг, когда ты сливаешься с волной, подстраиваешься под нее, а не только думаешь о том, какой элемент на какой секции сделать. Ну и уверенность появилась, потому что Августо был очень щедр на добрые слова, за что ему большое спасибо! Он кстати даже денег не взял! Сказал — Bro, no need for money!
— Любимый фильм про серфинг?
— «One California Day» 2007 года, после этого фильма началась любовь к лонгборду, там я впервые увидел, как круто мочат на нем серферы из Калифорнии.
— Какие сёрф курсы проходил?
— Международные курсы инструкторов ISA и Surf coach от Педра Барбудо на о. Кунашир.
— Как видишь себя в старости?
— Буду с женой внуков учить сёрфингу и кататься.
— Что пожелаешь нашим читателям?
— Побольше волн)). А если по жизни — любви и благодарности ко всему что вас окружает.
Интервьюэр: Настя Ц.